Юридический Центр «ЭКВИТАС» - регистрация фирм



Адреса ИФНС РФ по г.Москве

machinebookМы на Machinebook
Главная | Смена директора — кто заявитель?

Смена директора — кто заявитель?

 

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации юридических лиц), при смене единоличного исполнительного органа, юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней, с момента принятия решения о смене единоличного исполнительного органа, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Для государственной регистрации такой смены в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц в регистрирующий орган должно быть представлено подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц (форма Р14001).

При этом встает вопрос – кто же должен выступить заявителем? Старый руководитель, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ или новый, избранный Участниками Общества?

Еще в 2004 году ФНС РФ изложила ответ на этот вопрос в своем Письме от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц». Согласно указанному Письму заявителем в случае государственной регистрации изменений, связанных со сменой единоличного исполнительного органа, должен выступать прежний руководитель. Если же заявителем все таки выступает новый руководитель, регистрирующий орган выносит отказ в государственной регистрации смены руководителя.

Безусловно, такая позиция налогового органа позволяла обезопасить фирму от своевольной смены руководителя третьими лицами, не имеющими на самом деле никакого отношения к Обществу. Но с другой стороны создавала большие препятствия в деятельности тех Обществ, где расставание с прежним руководителем прошло не совсем гладко, либо он вообще исчез. И это уже не говоря о том, что данное Письмо, во-первых, было собственной инициативой регистрирующего органа, во-вторых, шло в разрез со всеми требованиями федерального законодательства, регулирующего порядок назначения руководителя организации.

Рассмотрение вопросов об образовании единоличных исполнительных органов обществ и досрочном прекращении их полномочий, согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Поэтому с момента принятия решения органом управления Общества о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, не вправе без доверенности действовать от имени Общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (руководителе)…» (Постановлении Президиума от 14.02.2006 № 12049/05).

Исходя из пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица. Законодательство о юридических лицах, в частности пункт 2 статьи 49, статья 62, пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 6 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

(Решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06 «О признании недействующим положения письма ФНС РФ от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», обязывающего юридическое лицо представлять в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица»).

Свяжитесь с нами для получения бесплатной консультации!





  +7 499 390-65-02
Email: jc-aequitas@mail.ru,
uc-aequitas@uc-aequitas.ru